Предприниматели уже давно оценили преимущества, которые предоставляют фирмы в Гонконге при импорте товаров из Китая. Однако часто компании приходят к необходимости отрыть собственное производство в материковом Китае или компанию для экспорта продуктов из России или другой страны. Именно ведение бизнеса в Китае в виду высоких рисков потребует от предпринимателя особого внимания и настороженности. Гонконг же помогает минимизировать эти риски, а также предоставить дополнительные преимущества. Этой теме посвящена наша сегодняшняя статья.
Не секрет, что Китай в последние годы стал очень заманчивым местом для международных компаний, уже не с целью импорта товаров из него в развитые страны, а для инвестирования в сам Китай и выхода на местный рынок. Это и быстро развивающаяся экономика, пока еще невысокая стоимость труда, стремительно растущий потребительский рынок, более полумиллиарда пользователей интернета, растущий быстрыми темпами спрос на импортные вина, а кроме того самый крупный в мире рынок легковых автомобилей и товаров роскоши.
Почему ведение бизнеса в Китае привлекает иностранных инвесторов?
Что же касается экономики Китая, то здесь предпринимателей тоже ждут хорошие цифры:
- Во-первых, на сегодняшний день экономика Китая находится на втором месте в мире (по некоторым данным, на первом);
- На протяжении 10 лет наблюдается ежегодный рост торгового оборота на 21,1% (в последние годы, конечно, рост замедлился, но экономика продолжает оставаться огромнейших размеров);
- В течение последних 10 лет наблюдается стремительный рост ВВП, в среднем составивший 10,5%;
- 105 миллиардов долларов США — вот объем прямых инвестиций;
Все вышеперечисленное, безусловно, привлекает все новых и новых предпринимателей, нацеленных на ведение бизнеса в Китае, однако существует ряд проблем, с которыми может столкнуться любой иностранный инвестор. Прежде всего, это:
- Поиск партнера;
- Высокий уровень бюрократии;
- Ведение судопроизводства на китайском языке;
- Сложности в распределении прибыли;
- Трудности при продаже бизнеса;
- другое.
Именно вышеперечисленные сложности заставляют многих предпринимателей либо отказаться от идеи ведения бизнеса в Китае, либо искать обходные пути и лазейки для выхода на этот рынок. В поисках пути решения многие инвесторы обращают свой взор на компании в Гонконге, которые можно использовать в качестве корпоративной платформы, и дальнейшего открытия представительства, организации бизнеса или производства на территории материкового Китая.
Преимущества выхода на рынок Китая через Гонконг
Одним из относительно простых способов выйти на китайский рынок является использование в качестве корпоративной платформы гонконгской компании. Главными преимуществами Гонконга при этом являются следующие пункты:
- Низкая налоговая ставка на прибыль, лояльная система налогообложения;
- Тесное экономическое сотрудничество с материковым Китаем;
- Наличие Соглашения об избежании двойного налогообложения с КНР;
- Высокий уровень защиты прав интеллектуальной собственности;
- Выгодное и удобное географическое положение;
- Политика правительства Гонконга прозрачна и открыта;
- Развитая банковская система, большое количество международных банков;
- Главенство правопорядка и закона;
- Свободные потоки капиталов;
- Неизменная стабильность экономического положения.
Крупнейшие мультинациональные компании присутствуют в Гонконге в количестве 68%, следом по популярности у мультинациональных компаний идут Сингапур, Токио, Лондон.
Гонконгские компании как возможность для инвестирования в Китай
Мы писали о том, что ведение бизнеса в Китае напрямую является достаточно рискованным предприятием. Снизить эти риски поможет регистрация холдинговой компании в Гонконге. Такой способ также оправдан с точки зрения эффективного налогового планирования.
1. Снижение рисков при продажи доли в китайском предприятии
Создание совместного предприятия в Китае с местными партнерами – довольно частый способ инвестирования в КНР. Однако предприниматели, которые вели бизнес в Китае таким способом, часто сталкивались с трудностями, когда хотели продать свою долю в совместном предприятии. Проблемы могут возникнуть у инвестора, поскольку законодательство Китая ставит интересы китайского партнера на первый план, и сделка, таким образом, может оказаться для инвестора весьма невыгодной.
Используя гонконгскую компанию в качестве партнера в китайском предприятии, инвестор может быть спокоен, так как законодательство Китая в этом случае не распространяется на Гонконг. Инвестор просто продаёт акции своей компании в Гонконге.
2. Возможность более эффективного налогового планирования
Между Гонконгом и материковым Китаем заключено соглашение об избежании двойного налогообложения. Это означает, что вы сможете снизить налог на дивиденды, получаемые от дочерней компании, находящейся в Китае, гонконгской компанией. Более того, налоговое законодательство Гонконга предусматривает отсутствие налога и источника на дивиденды.
Упрощённое ведение документооборота между Китаем и Гонконгом
Минусы ведения бизнеса в Китае напрямую:
- Достаточно высокий уровень бюрократии;
- Делопроизводство ведется на Китайском языке;
- Китай не присоединился к Гаагской конвенции, отменяющей требования к легализации иностранных официальных документов.
Эти проблемы решаются, если вы будете заходить на рынок Китая через Гонконг. Во-первых, Гонконг подписал Гаагскую конвенцию, во-вторых, документооборот в Гонконге ведется как на китайском, так и на английском языке, и в-третьих, процедура легализации документов между гонконгской и китайской юрисдикциями проходит в упрощенном порядке благодаря тому, что Гонконг официально является территорией Китая.
Внимательно рассмотрев все плюсы и минусы ведения бизнеса в Китае, можно сделать вывод, что да, Китай, безусловно, является привлекательным рынком для любого предпринимателя, но имеет и свои негативные стороны. Сгладить негативные моменты может регистрация гонконгской компании, с целью последующего выхода на китайский рынок.
Азиатский гигант имеет крупнейшую экономику по паритету покупательной способности и вторую по величине экономику по номинальному ВВП. Поэтому открыть компанию в китае будет хорошей идеей. Ожидается, что потребительские расходы Китая увеличатся втрое в течение следующих нескольких лет, поскольку он переходит от рынка с большим объемом инвестиций к рынку, в котором доминируют потребители.