почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
ноября
27
среда,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:


Начни общение сейчас, веди свой блог, выкладывай фотографии, публикуй свое мнение и читай мнения людей
создана:
 28 декабря 2021, 23:48
Запись вокала дома: 9 распространённых ошибок

Что нужно учесть, чтобы качественно записать голос в домашних условиях.


Правильная запись вокала — залог хорошего микса. Именно вокал связывает все элементы композиции воедино, превращая песню в рассказанную с помощью музыки и голоса историю. Работа с вокалом требует опыта: нужно учесть слишком много переменных, влияющих на итоговое качество звука, особенно в тех случаях, когда голос записывается дома.


Недостаточно просто позвать вокалиста и поставить его перед микрофоном, надеясь на то, что во время сведения голос волшебным образом зазвучит уверенно и качественно. Итоговое звучание зависит только от правильности записи, поэтому здесь очень важно учесть все особенности окружения и не допустить ряда промахов, которые испортят работу. SAMESOUND рассказывает о том, какие распространенные ошибки допускают музыканты при записи вокала дома и как их можно избежать.


Выбор неподходящей комнаты


Запись вокала дома начинается с выбора подходящего для этого помещения. Так как оборудовать в квартире полноценную вокальную будку — это слишком затратное и трудновыполнимое дело, музыканты ограничены в выборе мест для записи голоса. Зачастую вокал пишется по принципу «где получится», а в качестве вокальной комнаты выступает кухня, кладовка, ванная или спальня. Выбирая пространство для записи мы часто забываем, что помещение — это инструмент, который полноправно участвует в записи и оказывает непосредственное влияние на звучание вокала.


Каждое помещение обладает собственной реверберацией и по-своему изменяет звучащие внутри него сигналы. Звуки отражаются от стен и изменяются окружающей средой, становясь громче или тише, мягче или жестче. Естественная реверберация помещения делает сигнал более пространственным, размывает его в миксе и отдаляет от слушателя. Рефлексия, в свою очередь, может изменять высоту звука и даже искажать его за счет естественной компрессии.


Мы стремимся к тому, чтобы записанный вокал звучал уверенно, натурально и близко к слушателю, но забываем об особенностях наших квартир и комнат. Чтобы избежать негативного влияния помещения, для записи голоса лучше выбирать комнату небольшого или среднего размера с большим количеством мягкой мебели или других подобных объектов в ней. Каждый мягкий предмет внутри бетонной коробки послужит поглотителем, который уменьшит эффект реверберации и сделает звучание записанного голоса более нейтральным. Несмотря на это, записываться в комнатах с множеством твердых поверхностей и окон не стоит — стеклопакеты, столы и стулья вместо поглощения сигнала будут отражать его. Именно поэтому кухня и ванная комната далеко не идеальные варианты для записи вокала дома.


Проблема с выбором комнаты часто состоит в том, что помещение должно поглощать как можно больше сигнала, но при этом не переставать звучать само по себе.


Одно из популярных заблуждений гласит, что лучшим местом для записи голоса служит шкаф. Корни этого мифа растут из совпадающих размеров шкафов с профессиональными вокальными будками. Если вас вдруг посетит мысль о записи в шкафу, помните, что стенки вокальной будки обычно обшиты 30-40 см звукопоглощающего материала. Как бы вы не старались и сколько бы вещей не находилось в шкафу, вам попросту не хватит звукопоглощения для сдерживания резонанса шкафа. К тому же при пении образуется короткая реверберация, которая будет слишком быстро возвращаться в микрофон, превращая все в кашу.


При выборе помещения очень важен баланс между звучанием комнаты и ее звукопоглощающими свойствами. Слишком большое количество абсорбирующих материалов «убьет» комнату, из-за чего вокал будет казаться гулким и невнятным. В то же время слишком слабое поглощение сделает вокал размытым и пространственным.


Неправильное расположение микрофона в комнате


Казалось бы, для записи вокала достаточно поставить микрофон в любой точке комнаты и нажать красную кнопку. Тем не менее место установки записывающего устройства напрямую влияет на итоговое звучание. При выборе позиции микрофона нужно соблюдать два правила:


  1. Не устанавливайте микрофон строго по центру комнаты;

  2. Микрофон, по возможности, должен находиться как можно дальше от стен.

Не ставьте микрофон в голубой зоне, в центре комнаты и близко к стенам. Лучшим местом для установки станет любая точка в рамках синего прямоугольника. Если есть возможность, стойте спиной к ближайшему углу комнаты, а заднюю стенку микрофона направьте строго в противоположный угол. Так вы увеличите расстояние до ближайшей стены и частично устраните негативное влияние помещения.


Неподготовленная комната


Конденсаторные микрофоны очень чувствительны: при работе они могут захватывать часть отраженного от поверхностей комнаты сигнала. Если у вас есть акустические панели, сделайте из них импровизированную вокальную будку. Если нормального звукопоглощения нет, воспользуйтесь всем, что найдется дома: матрацами, одеялами или даже плотными шторами. Экспериментируйте с разными предметами, и, если ничего не подойдет, сделайте звукопоглощающие панели самостоятельно.


Если возможности создать типовую треугольную вокальную будку нет, поместите что-нибудь за головой вокалиста. Эта зона обычно сильнее всего резонирует и сказывается на звуке.


Использование неподходящего микрофона


Вокалисты отличаются тембром: голоса одних звучат глубоко и мощно, других — высоко и легко, третьих — просто мощно. Каждый голос требует определенного микрофона, который подчеркнет все сильные стороны вокала и сгладит слабые.


Выбирая микрофон под голос, нужно помнить о нескольких вещах:


  • Конденсаторные микрофоны с малой диафрагмой звучат ярко и воздушно, но слабее передают низкие частоты;

  • Конденсаторные микрофоны с большой диафрагмой звучат более чисто и сфокусировано. Передача сигнала у подобных устройств считается сбалансированной по всему частотному спектру;

  • Динамические микрофоны отличаются более теплым и агрессивным звучанием. Из-за меньшего количества высоких частот в передаваемом сигнале такие микрофоны подойдут далеко не для всех вокалистов и стилей музыки.

Выбор микрофона напрямую зависит от того, какой звук хочется получить (подробнее о видах устройств и отличиях между ними можно прочитать в этом материале). Здесь важна не цена устройства, а нейтральность его звучания: чем нейтральнее звучит микрофон и чем слабее он приукрашивает голос, тем лучше. К примеру, работая с вокалистом, чей голос отличается яркостью и легкостью, у вас есть три варианта выбора, напрямую связанных с тем, какое звучание вокала хочется получить. Чтобы лучше передать легкость голоса, ищите микрофон с малой диафрагмой — такое устройство подчеркнет сильные стороны голоса. Если нужен более ровный звук, берите микрофон с большой диафрагмой, а если яркость кажется излишней, то попробуйте динамическое устройство.


В идеальном мире неплохо обзавестись парой-тройкой разных микрофонов, чтобы послушать вокалиста на каждом из них и выбрать лучший вариант. Тем не менее, если ваш бюджет ограничен и вы не можете позволить себе целый парк микрофонов, лучше купить одно устройство, которое подойдет для большинства студийных задач. Так, например, если вы только планируете купить инструмент записи, обратите внимание на sE Electronics 2200a II — это отлично сбалансированный конденсаторный микрофон с приемлемой ценой и высоким качеством звука.


ЗАПИСЬ БЭК-ВОКАЛА


Для записи бэк-вокала лучше использовать микрофон, отличный от того, на котором вы записывали основной вокал. Устройство с другим характером звука сделает звучание вокальных гармоний значительно интереснее.


Использование всенаправленного микрофона


Всенаправленные микрофоны могут звучать круто, особенно при записи нежного, слегка шепчущего и интимного вокала. К сожалению, для домашней записи они не подходят: пока кардиоидные устройства (тот же sE 2200a II) пишут звук перед собой (с небольшим захватом возвращающихся сигналов), всенаправленные микрофоны записывают все, что происходит вокруг них.


При записи в профессионально оборудованной вокальной будке такая особенность всенаправленных устройств не влияет на конечный результат. В то же самое время в домашних условиях запись поступающих со всех сторон сигналов доставит множество проблем. Записать чистый сухой вокал не выйдет: из-за отражений и естественной реверберация голос всегда будет невнятным, сырым и размытым, особенно если помещение не оборудовано хоть каким-либо звукопоглощением.


Установка микрофона на неправильном уровне относительно рта


Устанавливая микрофон перед вокалистом, нужно учесть три вещи: расстояние от вокалиста до микрофона, высоту и положение на своей оси. Расположив микрофон с учетом этих трех факторов, вы сможете получить желаемое звучание вокала без эквалайзера и значительно облегчить себе дальнейшую обработку голоса и его укладку в микс.


Расстояние


При работе с конденсаторным устройством расстояние между вокалистом и микрофоном играет решающую роль на итоговое звучание из-за эффекта близости. Чем ближе источник звука находится к микрофону, тем взрывнее и неразборчивее он звучит.


Чтобы найти подходящее расстояние, при котором микрофон и вокалист будут отлично звучать, установите конденсаторный микрофон в 15 см от вокалиста, а затем перемещайте его ближе или дальше, пока не получите желаемый звук. На расстоянии в 30 см голос обычно звучит открыто и легко, на расстоянии в 12 см — тепло и интимно. Выходить за зону в 10-12 см не рекомендуется: по мере сокращения расстояния, звук быстро становится мутным и неразборчивым. При работе с динамическим микрофоном начинать поиск звука можно с расстояния 5 см.


Высота


Стандартной высотой считается установка микрофона на уровне рта. Чем ниже от этой позиции установлен микрофон, тем сильнее в голосе преобладают низкие частоты. Так, например, на уровне груди можно получить особо басовитое звучание. Справедливо и обратное: чем выше микрофон, тем сильнее в голосе проявляются высокие частоты.


Высоту установки нужно подбирать индивидуально под вокалиста. При пении человек должен держать голову прямо, чтобы не менять звучание своего голоса и не перенапрягать связки.


Положение на своей оси


Микрофон должен смотреть на вокалиста. Вращение микрофона вокруг своей оси уменьшит количество низких частот в голосе и смягчаем тяжелые взрывные звуки (сочетания «Пс», «Шс»). При следующей записи вокала поверните микрофон на 20 градусов влево или вправо, чтобы понять, как меняется голос.


Запись на неподходящих уровнях громкости и усиления


Очевидная вещь, о которой легко забыть. При установке уровней следите, чтобы запас хедрума составлял порядка 10 дБ. Не вдаваясь в технические подробности, для цифровой записи идеальным уровнем можно считать отметку в ?18 dBFS (подробнее об уровнях можно узнать здесь).


В особо громких и интенсивных моментах голос может достигать ?10 dBFS, но не должен выходить за рамки отметки в ?6 dBFS. Помните об этом, чтобы избежать клиппинга и нежелательных перегрузок сигнала. Вместе с тем не нужно осторожничать: записанный сигнал не должен быть слишком тихим.


Запись только одного дубля


Иногда нам кажется, что вокалист настолько хорош, что одного записанного дубля будет достаточно. Реальность такова, что идеальных дублей не бывает, незначительные ошибки неизбежны. Во время записи можно не заметить, как вокалист слегка не попал в ноты или прожевал какие-то слова. Полностью исправить такие косяки плагинами не выйдет.


Всегда записывайте достаточное количество дублей. Имея в проекте три-четыре варианта, вы сможете собрать одну качественную вокальную дорожку, составленную из лучших моментов разных дублей.


Отсутствие заботы о вокалисте


Успех записи зависит не только от технических моментов, но и от самого вокалиста. Певцу должно быть комфортно. Ваша задача заключается в том, чтобы сделать все возможное для создания комфорта и нужной атмосферы.


Аккуратно подсказывайте вокалисту, как правильно спеть тот или иной отрезок песни, но не критикуйте его. Словами нужно помочь вокалисту, а не навредить ему: недовольство здесь не поможет, так вы только обидите вокалиста и собьете весь настрой.


Пение — это не только о том, чтобы точно попасть во все ноты. Не менее важно передать настрой и эмоции, заложенные в композицию. Если вы записываете веселую песню, сделайте комнату светлее, грустную — приглушите свет. Расставьте по комнате какие-нибудь аксессуары и предметы интерьера, которые создадут атмосферу и позволят вокалисту поймать нужный настрой.


Не перегружайте певца. Связки — это музыкальный инструмент, пользоваться которым с перерывами. Голос быстро устает, если постоянно звучит на максимуме своих возможностей. Делайте небольшие перерывы каждые полчаса, чтобы связки могли немного отдохнуть и восстановиться.


28 декабря 2021, 23:51     

В настоящее время научиться писать трек так же важно, как и иметь навыки создания музыкальных программ. Узнайте все, что вы можете о выбранном программном обеспечении, используйте его для объединения музыкальных произведений, используйте эталонные треки для улучшения микширования и получите достаточно опыта, пока не найдете самые быстрые и эффективные способы достижения желаемых результатов. На https://vst-news.ru вы найдете больше советов и полезного материала.


Что бы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться! Если у Вас еще нет аккаунта, ты вы можете получить его прямо сейчас пройдя регистрацию.
Что бы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться! Если у Вас еще нет аккаунта, ты вы можете получить его прямо сейчас пройдя регистрацию.