Чем больше видов доставки интернет-магазин предлагает покупателям, чем ниже процент отказов от покупки и выше прибыль интернет-магазина. Сегодня расскажем, какие способы доставки для интернет-магазинов существуют, в чем их преимущества и недостатки. Для начала рассмотрим традиционные варианты.
Самовывоз
Самый простой метод — покупатель приезжает на склад или в точку розничной продажи и забирает заказ. При таком способе владельцы интернет-магазинов экономят на логистике, оплате труда курьеров, горюче-смазочных материалах. Заказы обрабатываются оперативно. Покупатели могут быстро забрать заказ, правда, при этом приходится тратить время на поездки до склада или точки продажи.
Совет: чтобы увеличить процент самовывоза, предложите покупателям удобное время, следите за чистотой склада (если товар выдают оттуда), делайте скидки тем, кто забирает заказ самостоятельно.
Пункты выдачи заказа (ПВЗ)
Вы можете открыть собственный пункт или воспользоваться услугами ПВЗ Почты России, СДЭК, Boxberry и многих других. Рассмотрим подробнее первый вариант.
Чтобы организовать доставку для интернет-магазинов в свой пункт выдачи заказов:
Арендуйте помещение — рассмотрите те, которые находятся в спальных районах. Они выгоднее. Если вы планируете доставлять крупногабаритный товар, выбирайте помещение на 1 этаже.
Закупите стеллажи для хранения, контрольно-кассовую технику.
Наймите персонал. Для начала достаточно одного человека.
Чтобы начать работать со службой логистики:
Изучите условия у разных компаний.
Заключите договор.
Выберите подходящий тариф (вы можете самостоятельно привезти товары в офис доставки или воспользоваться услугами курьера).
Совет: чтобы минимизировать затраты, найдите партнерский интернет-магазин и разделите расходы с ним.
Курьерская доставка
Таким способом пользуется большинство компаний при доставке товаров по городу, в котором располагается склад. Заказ привозится на адрес, указанный клиентом. Владелец интернет-магазина может взять курьеров в штат или нанять на стороне через сторонние сервисы (DHL, Pony Express, Достависта, Почта России, СДЭК, Яндекс.Доставка и другие).
Плюс содержания курьеров в штате — сотрудник всегда под рукой. Но минусов немало — штатные курьеры могут заболеть, уйти в декретный отпуск, им нужно платить минимальный оклад, даже если заказов нет. Средняя оплата труда курьера в месяц — 15 000 рублей.
Специализированная курьерская служба избавит от этих проблем. Профессионалы отладят систему доставки товаров, сократят время их прибытия до клиента. Тем не менее стоимость услуг специалистов может оказаться выше расходов на содержание штатного курьера. Закладывайте на эти расходы в среднем 20 000 рублей в месяц.
Совет: в первое время для подстраховки заключите два договора — один с курьерской службой, другой с штатным курьером. Через 1-2 месяца вы поймете, какой способ удобнее использовать в вашем случае.
Постаматы
Шкафы с ящиками, похожие на вокзальные камеры хранения — это постаматы. Каждая ячейка заперта на электронный замок и открывается, когда покупатель вводит личный код на экране. Заказ оплачивается заранее, затем привозится курьером и размещается в ячейке.
Некоторые постаматные службы предлагают услугу приема платежей. Это значит, что владельцу интернет-магазина не надо применять контрольно-кассовую технику — расчеты с покупателем берет на себя служба постаматов. Услуга доставки с помощью постаматов подходит для небольших интернет-магазинов.
Как интернет-магазину работать с постаматными службами:
Заключите с договор с компанией.
Встройте на сайт модуль для покупательской корзины.
После этого у покупателя появится возможность выбирать ближайший к нему постамат для получения заказа.
Ежедневно курьеры постаматной службы забирают товары и развозят их по постаматам.
У этого способа есть и минусы. Например, размер товара ограничен объемом ячейки, поэтому могут возникнуть сложности с доставкой крупногабаритных грузов. Заказы не всегда выкупаются, при этом интернет-магазин несет расходы на транспортировку.
Популярные постаматные службы — PickPoint, Кенгу24.ру и другие.
Совет: чтобы выбрать подходящую компанию, внимательно изучите условия сотрудничества, сравните цены, почитайте отзывы на форумах.
Фулфилмент
Этот способ подходит для интернет-магазинов, которые работают по витринному принципу — только продают товар и принимают оплату, при этом склада у такого сервиса нет.
Такой способ доставки для крупных и средних интернет-магазинов наиболее предпочтителен. Нет расходов на содержание склада, логистику, оплату услуг грузчиков, курьеров, сотрудников колл-центров. Все это берет на себя оператор фулфилмента. Оплата проходит только за оплаченные заказы без лишних расходов. Увеличивается скорость обработки отправлений, улучшается репутация интернет-магазина.
Но если вы решили воспользоваться фулфилмент-доставкой, помните, что у вас не будет свободного доступа на склад — это усложнит контроль за процессом комплектации.
Чтобы начать работу с фулфилмент-оператором:
Изучите предложения на рынке. Обратите внимание на скорость доставки, отзывы партнеров, количество предоставленной информации.
Заключите договор с понравившейся компанией. Согласуйте тариф, бизнес-процессы (правила поставки, приемки, упаковки товара, документооборот, форму отчетности и т. д).
Совет: на переговорах обсудите особенности интеграции фулфилмента с вашим бизнесом. Небольшие компании обычно выбирают работу с данными в xls-файлах. Это не очень удобно для крупного интернет-магазина, поэтому рассмотрите готовые интеграционные решения на платформах CSCart, Insales, Tilda, 1С Битрикс.
Маркетплейсы
В период пандемии многие владельцы интернет-магазинов обратили внимание на маркетплейсы AliExpress, Wildberries, Ozon и другие. За год доля российских компаний, представленная на этих платформах, выросла на 99%.
Владельцам интернет-магазинов нравятся маркетплейсы за отсутствие маркетинговых проблем. На таких сайтах всегда горячая платежеспособная аудитория, нет проблем с поиском покупателя. Продажи стартуют моментально, что актуально для молодого бизнеса.
Но маркетплейсы не подойдут вам, если вы занимаетесь реализацией уникальных товаров. Также нередки случаи блокировки аккаунтов, поэтому будьте осторожны. Если вы решили разместиться на маркетплейсе, у вас не будет прямой коммуникации с клиентом. И не забывайте про регулярные платежи — придется оплачивать комиссию, другие взносы, покупать рекламу.
Совет: при выборе маркетплейса обращайте внимание на частоту выплат. Чем чаще они осуществляются — тем лучше. Так вы не останетесь без оборотных средств.
При организации доставки для интернет-магазина помните главное: она должна быть максимально удобной для вашего покупателя. Поэтому пробуйте различные способы, тестируйте их на практике, собирайте отзывы клиентов и оставляйте лишь самые выгодные методы доставки.