В любой тренировке существуют принципы, на основе которых работает система обучения. В том числе в самбо и дзюдо. Возможно, они вам помогу.
Принцип научности обучения.
Всё обучение должно вестись на основе научных знаний, проверенных и достоверных. Исключать «эксперименты» над здоровьем детей их психикой и физическим развитием.
Принцип доступности обучения.
В шесть, семь лет ребёнок никогда не сможет усваивать знания предназначенные мастеру спорта. Преподаваемый материал должен соответствовать уровню психического и физического развития ученика, а также его возрасту. Составляемые планы нужно протестировать на возраст вашей группы и понять степень их доступности для учеников. Если они тяжелы в освоении, то их нужно упростить или слишком просты и легко усваиваются, то можно потихонечку и усложнять задания. В любом случае планы нужно корректировать.
Принцип систематичности в обучении.
Этот принцип, на начальном этапе, больше надо разъяснять родителям. Чаще всего в ГНП бывают 3-4 тренировки в неделю. Посетил одну из четырёх тренировок, узнал одну из четырёх тайн о спорте. Всё обучение построено, как единый и беспрерывный процесс.
Принцип сознательности и активности обучаемого.
Этот принцип нужно воспитывать в учениках уже с первых занятий. Процесс обучения нужно строить так, чтобы ученики осознано выполняли поставленные перед ними цели, а не являлись механизмами, повторяющими за тренером. Не механизм в облике человека, а спортсмен, понимающий задание и активно выполняющий его.
Принцип наглядности обучения.
Ребёнок, легче воспринимает материал, показанный самим тренером, чем объяснение проведено на пальцах и за столом на кухне. Возможен показ лучшим учеником (имеющим авторитет у детей) или многократный просмотр видеозаписи.
Принцип прочности усвоения учебного материала.
Объём преподаваемого материала, его разнообразие не должны наползать друг на друга, как снежный ком, преподаваться по мере усвоения его учениками. Пройденный и усвоенный материал является базой для следующего. Есть материал в виде маленького кирпичика, а есть в виде крупного блока. Все эти кирпичики и блоки должны стыковаться друг с другом и образовывать прочный фундамент и если между ними получается зазор то, возможно ваш фундамент в дальнейшем рухнет.
Принцип единства коллективного обучения и индивидуального подхода к обучаемому.
Данный принцип хорошо подходит к начальной подготовке. Так, как начальная подготовка основывается на коллективном обучении. Но одновременно за группой тренер видит каждого ученика. Планируя занятия, тренер закладывает упражнения общей направленности и индивидуального развития.
Принцип связи обучения с практикой.
Строя планы, тренер должен понять, смогут ли его ученики применить полученные знания на практике. Возможно, использовать их в жизни, в спорте, на соревнованиях. Если нет, то систему обучения нужно менять.
Принцип заинтересованности в занятиях.
В занятиях с детьми, этот принцип должен стоять на первом месте. Есть интерес у ребёнка значит, есть желание возвратиться в спортивный зал. Ребёнку интересно на занятии, значит он тренируется.
Принцип усреднённого преподавания на начальном этапе.
В группе всегда есть три категории детей: сильные, средние, слабые. На начальном этапе весь преподаваемый материал должен быть средним по сложности. Слабый ученик всегда подтянется до среднего уровня значит, большинство учеников будет сохранено, ну а сильный может позаниматься и дополнительно.
Принцип разнообразия и новизны.
На начальном этапе подготовки почти всегда занимаются дети. Слова «надо», «давай», «вперёд», «ещё», для них не очень понятны. А заниматься они хотят. Снять психическую и физическую усталость поможет разнообразие заданий. Новая тренировка, новое задание для детей, может быть полной неожиданностью и подхлестнёт интерес. Проводя разнообразные тренировки, тренер справиться с такими врагами, как скука, монотонность, однообразие, отсутствие эмоций. Новизна должна быть во всём: в разминке, упражнении, в занятии, в форме задания, в игре и т.д.
12.Сначало обучение, а потом тренировка.
Большинство тренеров период обучения проскакивают буквально за несколько месяцев, а иногда даже и за несколько недель. Закончив период обучения, переходят сразу к тренировочному процессу, а ученики находятся только на стадии ознакомления, у них даже нет элементарного навыка. Нужно реально понимать на каком уровне находиться группа, что ученики знают, что уже умеют и что уже можно тренировать. Иными словами: обучил тренируй. Не можешь обучить не тренируй (смени тему, упрости задание и т.д.).
http://judodvd.narod2.ru/ http://awenirytch2010.narod2.ru http://www.kallista.nm.ru
С какого возраста можно начать заниматься дзюдо? Когда физкультура или ОФП (общая физическая подготовка) с уклоном на борьбу дзюдо переходит в спортивное дзюдо? Когда спортивное дзюдо переходит в профессиональное?
Дзюдо это интересный и безопасный вид спорта. Здесь полностью отсутствуют любые удары в голову, туловище и т.д. Спортивный зал оборудован защитными матами, пол выстелен татами. Занимаясь ребенок полностью защищен специальным оборудованием. Одно из хороших качеств дзюдо это отсутствие агрессии. Агрессия здесь полностью вытеснена духом соперничества, единоборства, стремлением к спортивному поединку.
Заниматься дзюдо можно с 5-6 лет. Все зависит от условий вашей школы или клуба, куда вы привели ребенка. Первое условие это оборудование зала. Если маты рваные или постоянно разъезжаются то заниматься 5-6 летнему ребенку в таком зале опасно. Второе условие это отдельная группа соответствующая возрасту ребенка. Допускаются дети в 2 года разницы в возрасте. Но не более. Старшие становятся примером для младших. Дальше обратите внимание на самого тренера и на манеру проведения занятий. Если тренер злится, раздражается, выражает недовольство детским поступкам и происходит это от занятия к занятию, то может быть стоит подождать когда ваш ребенок вырастет. Возможно тренер не может справиться с этим возрастом, а не является "плохим специалистом". Дальше обратите внимание на соответствие размеров зала и количеством детей в группе. С увеличением количества детей в группе возрастает опасность случайной травмы. Но если тренер легко организовывает тренировочный процесс, держит дисциплину то все нормально 20 -25 детей и даже более для него не проблема. Обратите внимание на требование тренера или руководства школы о наличии медицинской справки. Требуют хорошо, не требуют это плохо.Заниматься в этом возрасте 2-3 занятия в неделю это нормально если предлагают или требуют больше то советую поменять школу. Если вам предложили в этом возрасте принять участие в соревнованиях то лучше отказаться. Первые соревнования могут быть через 4 -5 лет подготовки. Не путайте соревнования и игровые задания с призами. Играть можно в любом возрасте.
Обратите внимание на практическое содержание занятий. В этом возрасте понятие игровой тренировки должно доминировать над понятием спортивной тренировки. Лучше всего играть в тренировку. Какие темы в этом возрасте доминируют: акробатика, гимнастика, гибкость, игровая ловкость, упражнения на внимание, первые специальные упражнения, ознакомительная общая физическая подготовка, уделяется огромное значение технике самостраховки и дисциплине на тренировке. Отдельная тема это детские игры. Начальные (элементарные) основы борьбы лежа.Ни каких приемов и бросков.Броски это исключение для наиболее талантливых.
Перед первым занятием хорошо бы показать тренировку ребенку. Дать ему взглянуть на сам процесс. Как занимаются, чем занимаются, кто ведет тренировку. Неплохо бы и самим родителям ближе познакомиться с этим видом спорта. Такая возможность есть посмотрев учебные, спортивные или документальные DVD о дзюдо. Лучше всего вместе с ребенком посмотреть фильм. Неплохие DVD можно купить у Каллиста фильм. Они специализируются на учебных фильмах о самбо и дзюдо. Разнообразие большое. Можно посмотреть соревнования о первых Олимпийских играх 1964 года, где впервые было включено дзюдо. Увидеть тренировки в Японии, в том числе и детские занятия. Посмотреть чемпионаты Мира, Олимпийские игры (неплохие подборки за несколько лет). Есть хорошие фильмы по методике как отечественных, так и зарубежных тренеров. Приняв решение за вашего ребенка, осмотритесь и не торопитесь в выводах. Дайте ребенку возможность позаниматься и привыкнуть.
http://judodvd.narod2.ru/ http://awenirytch2010.narod2.ru http://www.kallista.nm.ru
Учебные фильмы о дзюдо.
Спортивные DVD фильмы не так часто появляются в интернете. Хотелось рассказать о самбо и дзюдо. Методические видеофильмы, по этим видам спорта, достаточно редки и пока неизвестны. Первопроходцами здесь являются фильмы от "Каллиста-Фильм" . Они первыми начали выпускать учебные, методические DVD по дзюдо и самбо. Хотя до них появлялись авторские фильмы, но это были единичные экземпляры. Первый фильм вышел в 2004 году по дзюдо: "Семинар А. Яцкевича техника борьбы лежа" и имеет три тематических части болевые приемы, перевороты, удушающие приемы, а также "Семинар А. Яцкевича техника борьбы в стойке".В стойке он рассмотрел интересные моменты (борьба за захват, защита от грузинской борьбы, обманные и контратакующие действия). Потом появились, по аналогичным темам, фильмы
В. Ельчанинова (дзюдо): "Техника борьбы в стойке" и "Техника борьбы лежа". В основу фильмы легли записи итальянского семинара проведенного в 1997 году.
Очень интересный фильм вышел в 2005 году по названием "Иппон супер А". Суть фильма в том, что там собраны лучшие броски в дзюдо. Отличие от аналогичных зарубежных фильмов в его содержании.Не просто лучшие броски, а 11 групп бросков. К примеру передняя подножка, отхват и т.д. В каждой группе по 15-30 примеров и всего 165 бросков. Но и это не все. Каждый бросок повторяется в замедленном и нормальном исполнении. Так, что можно включить телевизор и смотреть 65 минутный фильм. Кстати хороший пример для начинающих спортсменов. Аналогичный фильм по этой теме вышел в 2006 году ( дзюдо) под названием: "Олимпийский Иннон". В основу фильма легли приемы с олимпиады 2000 года. Второе название "Сидней 2000". Интересное отличие этого фильма в первой главе под названием: "Сборная Японии 2000".Здесь собраны все броски японской сборной на олимпиаде по дзюдо в Сиднее. Дальше все приемы собраны по главам, повторяются в замедленном действии и формируются по 6 различным группам, так что еле умещаются на два диска. Борцы со всего мира показывают великолепие дзюдо. 120 минут незабываемого дзюдо.
Отличная серия из трех фильмов (дзюдо) под общим названием : "Дзюдо в Японии" вышла в 2007 году. Здесь поднялся занавес над спортивным дзюдо. Теперь появилась возможность увидеть тренировки в Японии изнутри. В Советском Союзе и в России занимаясь дзюдо на практике мы изучали самбо. Может быть это и хорошо. Все значительные результаты в Российском дзюдо пока в прошлом. Тем кто хочет посмотреть на классическое Японское дзюдо советую посмотреть эту серию фильмов. Тем более там преподают такие мастера, как Хиротако Окадо и Коджи Комата. Именно преподают. Ведут занятия. Есть перевод на русский язык.
Наконец самая замечательная серия о технике дзюдо это сериал из 6 фильмов: "Звезды японского дзюдо в Москве". Шесть мастеров Японии с именами мирового значения провели семинар для тренеров России. По этому семинару студия "Каллиста-Фильм"
создала сериал. Имена, знатоки дзюдо, могут оценить сами: Ясухиро Ямасита ,
Тсукио Кавахара ,Ясухико Мориваки, Киото Катзуки,
Катсухико Кашивазаки ,Созо Фуджи . Все японские мастера показали много необычного и не традиционного дзюдо. Кашивазаки бросок через голову, вариант исполнения которого не кто кроме него не может повторить.Ямасита показал и объяснил его знаменитый удушающий захват. Фуджи виртуозную работу рук в борьбе за захват. Катзуки бросок через спину, вариант исполнения до сих пор не понятный для России. Мориваки, классическую технику бросков.Именно классику исполнения. Кавахара технику передней подножки.Конечно все перечислить нельзя. 360 минут японского дзюдо это очень хорошо. В следующем выпуске я расскажу о DVD фильмах по самбо.
http://awenirytch2010.narod2.ru