Во многих садах летом начинается набор новых групп, поэтому перед родителями остро встает вопрос выбора учебного заведения. Ведь детский сад — это то место, где ваш малыш будет проводить большую часть своего дня, и именно там закладываются основы его будущих знаний, физического и психического здоровья.
Для того, чтобы облегчить вам выбор и сориентировать в большом количестве разнообразных дошкольных учреждений, мы сегодня рассмотрим следующие вопросы:
- Каких ошибок следует избегать при выборе детского сада?
- Что стоит спросить у воспитателей перед посещением садика?
- На какие критерии стоит ориентироваться при выборе частного детского сада?
Каких ошибок следует избегать при выборе детского сада?
Психолог Марина Романенко в своем блоге на YouTube-канале «Family is» рассказала о типичных ошибках, которые родители часто допускают при выборе детского сада, а также объяснила, как их можно избежать.
- Для справки: Марина Романенко — психолог, владелица сети детских садов, развивающих центров и школ «Перша Дитяча Академія». Автор и ведущая «Академії Професійних батьків», консультирует родителей по вопросам образования дошкольников.
Итак, 5 типичных ошибок, которые часто допускают родители, когда определяются с учебным заведением:
1) Отсутствие поисков
- «Нам действительно иногда лень искать детские сады. Хочется отдать ребенка [в садик] рядом с домом. Потому что это очень удобно. Но сейчас, к счастью, наступили времена, когда есть выбор. Есть государственные сады, альтернативные детские сады, а также частные заведения. Поэтому ни в коем случае не нужно лениться», — отмечает психолог.
Она рекомендует родителям побывать во всех детских садах рядом с домом, обойти все учебные заведения, которые находятся по дороге к вашей работе, и побывать в других садиках города. Ведь то время, когда ребенок находится в детском саду — это время, когда формируется его мозг, навыки, черты характера, отношение к жизни, социальная ориентированность. Трудно переоценить их ценность, ведь мы на них опираемся в течение всей последующей жизни.
- «Детский сад — это не камера хранения для вашего ребенка. Это — второй дом, и он должен быть похожим на семью. [...] Никогда не меряйте километры — они окупятся со временем. Меряйте, пожалуйста, уровень счастья вашего ребенка и уровень образования, который он получает», — рекомендует Марина.
2) Неправильно расставленные приоритеты
Часто родители выбирают учебное заведение, ориентируясь на критерии, которые в действительности не показывают качество сада (престижность, наличие бассейна, отзывы родителей на сайте заведения и т.п.).
- Психолог отмечает, что важно почитать/услышать реальные отзывы живых родителей об учебном заведении (написать им в Facebook, Instagram, по почте или позвонить по телефону и спросить о садике). Ведь нередко бывают ситуации, когда заведения сами о себе пишут, и это не имеет никакого отношения к реальности.
Кроме того, она предлагает зайти внутрь, все осмотреть, посмотреть на атмосферу, которая там царит.
- «Побудьте там не 5 минут, а 3-5 часов. Выделите время и понаблюдайте, как меняется один процесс другим. Обратите внимание на уровень счастья большинства детей в детском саду, и если вы увидите, что дети счастливы, свободные, раскованные, легко обращаются к взрослым, ничего не боятся и в целом им очень нравится (а это хорошо заметно), тогда вы можете предположить, что и вашему ребенку будет хорошо в этом детском саду», — советует Марина Романенко.
3) Выбор детского сада по цене
Психолог отмечает, что цена — это вещь относительная, поэтому ориентироваться на критерии "дорого"/"дешево" при выборе не стоит. Так, в государственных садиках, которые стоят недорого, можно встретить прекрасных педагогов, которые найдут подход к вашему ребенку и годы, проведенные в детском саду, запомнятся ему как самые счастливые годы детства.
- «Выбор нужно делать не по критерию цены, а по критерию ценностей, которые дает детский сад вашему ребенку. Ценностью может быть атмосфера внутри заведения, образование, которое ребенок получает в детском саду, люди. Люди — это самый большой капитал, который есть внутри, ведь они ежедневно будут общаться с вашим ребенком. И то, что заложено в них, будет так или иначе заложено в вашем ребенке», — объясняет Марина.
4) Невнимание к речи персонала
«Речь формируется в дошкольном возрасте. А это значит, что, если персонал говорит безграмотно (с ошибками, русизмами или на суржике), то такое же речи сформируется и у вашего ребенка. Ведь она проводит в саду от 6 до 10:00 в день. [...] Поэтому проверяйте, как говорит персонал учебного заведения, в которое вы отдаете вашего ребенка», — рекомендует психолог.
Также Марина советует пообщаться с преподавателями иностранного языка (если садик предлагает изучение дополнительных языков). Она отмечает, что минимальный уровень знаний педагога должен быть «Upper Intermediate» (если говорить об английском языке).
- «Помните, что речевая матрица развивается примерно до 5 лет. Это — золотое время для закладки богатого фундамента грамотной речи, которой мы пользуемся в течение всей жизни».
5) Устаревшая программа обучения
Почему так важно выбирать современные программы обучения? Дело в том, что программы, которые составлялись 150, 40 и даже 20 лет назад, были созданы людьми, которые жили в другие времена (когда в мире была стабильность и все менялось не так быстро), поэтому сейчас они не соответствуют запросам общества. В современном мире важно, чтобы ребенок мог быстро адаптироваться к смене событий, умел учиться и переучиваться, ведь то, что важно сейчас, может стать неактуальным уже через несколько лет.
- «Не думайте, что образование начинается со школы. Образование начинается с детского сада, тогда, когда формируется мозг. А если он формируется, формируются навыки и умения».
При этом психолог отмечает, что гораздо важнее умения читать и писать являются грамотная речь, умение правильно выражать свои мысли и проверять себя на ошибки. Для того, чтобы овладеть этими навыками, понадобятся годы. Поэтому очень важно выбрать то заведение, которое ставит развитие этих навыков на приоритетное место.
На какие критерии нужно ориентироваться при выборе частного детского сада?
Команда поддержки реформ Министерства образования и науки разработала рекомендации, на которые стоит обратить внимание во время первого визита в частный сад. Предлагаем ознакомиться с ними подробно:
1) Наличие лицензии у заведения.
2) Территория вокруг сада:
- ее наличие;
- состояние оборудования для детей;
- накрытая песочница, которая защищена от посторонних загрязнений;
- отсутствие деревьев с сухими ветвями;
- безопасность покрытия игровой площадки: отсутствие металлических выступлений, проводов, ям и т.п. в доступности детей;
- запрет доступа посторонних лиц на территорию;
- удаленность от дороги и отсутствие возможности для ребенка самостоятельно покинуть территорию детсада.
3) Безопасность помещения:
- закрытые розетки, угольники на углах, провода в сухом месте;
- мягкое покрытие в игровых зонах;
- постоянный надзор взрослых за всеми детьми;
- отсутствие самостоятельного доступа ребенка к жидкостям и пищи, поскольку это может быть другое вещество/аллерген;
- исправность мебели и игрушек;
- безопасные для детей окна: наличие ключей на оконных ручках или решеток на них/высота окна не в доступе ребенка;
- наличие аптечки и отсутствие доступа к ней детям;
- закрытая территория.
4) Чистота и гигиена:
- наличие отдельных взрослого и детских туалетов;
- специально отведенное, недоступное для детей место с бытовой химией;
- чистота помещений и туалетов;
- наличие бумажных или индивидуальных промаркированных полотенец для каждого ребенка, чтобы ребенок не спутал с чужим полотенцем;
- жидкое мыло.
5) Кухня и столовая:
- чистота поверхностей, посуды, столовых приборов;
- отсутствие доступа на кухню для детей;
- меню.
6) Пространство:
- заполненность детскими рисунками/поделками;
- зонирования для игры, отдыха и питания.
7) Содержание программы:
- наличие утреннего круга/встречи для всех воспитанников;
- продолжительность прогулки и условия отмены прогулки (правильно при температуре ниже, чем ?15°С/ветра более сильного, чем 21 м / с);
- свободная игра у детей
- другие активности: спортивные нагрузки, искусство, математика, речь, музыка.
Врач Евгений Комаровский в одном из эфиров программы «Школа доктора Комаровского» советует родителям также обращать внимание на наличие в группе увлажнителя воздуха и гигрометра (прибора для измерения влажности воздуха, оптимальный уровень которой должен составлять 40-60%). Врач отмечает: наибольшим приоритетом для родителей должно быть детское здоровье, а потом балет, хореография, этикет и языки.
- «Хороший детский сад — глазами врача — это тот детский сад, где соблюдены основные принципы детской безопасности и здоровья. А что является составляющими здоровья? Еда, сон, прогулки, занятия. И по каждому из этих пунктов вам нужно прийти к консенсусу с воспитателем», — объясняет известный педиатр.
Что стоит спросить у педагогов при посещении садика?
Монтессори-педагог детского сада «Парус» Ольга Гончарова рекомендует перед посещением садика поставить воспитателям следующие вопросы:
1) Как дети проводят свой день в саду?
- Есть ли у них свободное время, когда они могут контактировать с другими детьми?
- Позволяют ли им выбирать себе занятие (или это всегда решает педагог)?
- Каким образом ребенок может проявить инициативу?
- Как он может проявлять свои творческие способности?
2) Как в группе решаются конфликты?
Конфликты — это неотъемлемая часть взросления и социализации. И большое значение имеет то, как взрослые реагируют на них: именно их реакция помогает ребенку изучить определенный образ действий в конкретных ситуациях. Поэтому очень важно узнать, сможет ли педагог стать положительным примером для детей и предложить им конструктивную модель поведения в конфликтной ситуации.
3) Как в детском саду развивают самостоятельность детей (и развивают ли вообще)?
Уделите особое внимание тому, сколько пространства и времени в течение дня отводится делам, которые помогают ребенку становиться самостоятельным (выбор занятий, уборка игрушек, посуды за собой, одевание и т.д.).
4) Какой в ??группе расписание занятий?
Есть ли в нем свободное время, время для общения с другими, развития навыков самообслуживания, ответственности, есть ли у ребенка возможность выбора и тому подобное.
5) Как часто и о чем педагоги говорят с детьми?
Ольга Гончарова отмечает, что если все общение будет построено на указаниях, ребенок вряд ли сможет чувствовать себя комфортно в таком заведении и рядом с такими педагогами. Ведь воспитатель всегда будет для него директивным наставником, а не помощником в развитии и установлении контактов с миром.
Надеемся, рассмотренные нами вопросы помогут вам при выборе садика для
ребенка и он станет для него местом, к которому хочется возвращаться вновь и вновь.
Когда вы записываете своего ребенка в частный детский сад https://sunschool.ru/, там позаботятся, чтобы дети получали всестороннее развитие, в котором они нуждаются.