Музей-усадьба “Архангельское”, наш подмосковный Версаль, готовится отметить свой столетний юбилей. О торжествах и праздничных мероприятиях, приуроченных к этой дате, мы обязательно еще поговорим. А сегодня мы хотим представить вашему вниманию интервью со старейшим экскурсоводом “Архангельского” Людмилой Яковлевной Семеновой. Как изменился облик туриста за последние 40 лет и какие вопросы задают гости усадьбы чаще всего - обо всем этом Людмила Яковлевна рассказала “Атмосфере”.
Людмила Яковлевна, давайте, наверное, начнем наш разговор с истории усадьбы...
Дворцово-парковый ансамбль “Архангельское” был создан на рубеже XVIII-XIX веков, и был связан с именами только двух владельцев. В конце XVIII века усадьбой владел князь Николай Алексеевич Голицын, который практически создал весь дворцово-парковый ансамбль, однако мастера не успели закончить отделочные работы, потому что князь умер.
У его вдовы не было возможности содержать несколько имений, и поэтому наибольшее из них - Архангельское - было выставлено на продажу. Счастливая судьба усадьбы в том, что она не досталась случайным людям - ее приобрел князь Николай Борисович Юсупов. Это был богатейший помещик, меценат, человек, занимавший в России высокие государственные посты. Он был директором императорских театров, возглавлял императорские фарфоровый и стекольный заводы, был дипломатом, обладал уникальным художественным вкусом.
Именно Юсупов собрал коллекции живописи и скульптуры, ставшие богатейшими частными собраниями Европы. О его коллекциях знали не только в России, но и в Европе: когда князь путешествовал, то его приезд в тот или иной европейский город становился настоящим событием: люди спешили быть ему представлены, мечтали попасть в Архангельское, чтобы увидеть эти уникальные коллекции. Сегодня все эти экспонаты находятся в Большом усадебном доме, который по праву, благодаря своей архитектуре, носит название Дворца.
Род князей Юсуповых владел Архангельским вплоть до революции 1917 года. Последним владельцем усадьбы была правнучка Николая Борисовича - Зинаида Николаевна Юсупова и ее младший сын Феликс Феликсович Юсупов. В 1919 году они покинули Россию. Сейчас жива внучка Феликса Феликсовича - Ксения Сфири. Она живет в Греции, но в 1990-е годы, когда был открыт “железный занавес”, она начала приезжать в Россию и несколько раз навещала нас. Последний ее визит состоялся 11 июля 2019 года.
Очень многие подмосковные усадьбы не пережили революцию и в буквальном смысле сгорели в ее огне. Почему повезло Архангельскому?
У Архангельского особая судьба, усадьба сохранилась в революционные годы благодаря усилиям 44 рабочих и служащих бывшего имения князей Юсуповых, которые в ноябре 1917 года обратились в Военно-Революционный комитет города Москвы с просьбой сохранить дворец в полной неприкосновенности. В январе 1918 года сам Луначарский подписал охранную грамоту, в которой говорилось, что дворец, «…заключающий в себе художественные ценности, находится под покровительством рабочего и крестьянского правительства и никаким реквизициям и секвестрам…не подлежит». В октябре 1918 года вышло постановление Совнаркома «О национализации имений Архангельское, Останкино и Кусково», а 1 мая 1919 года музей-усадьба «Архангельское» открылся для свободного посещения граждан.
Вы давно работаете в музее, как изменения происходили с Архангельским на ваших глазах?
Долгие десятилетия музей был подразделением Министерства обороны - он расположился тут еще в 30-е годы XX столетия. Французская часть парка, которой восхищались и восхищаются до сих пор, превратилась тогда в заросший деревьями лес. Санаторная территория была огорожена, посетители музея, как и мы, работники, попасть туда не могли. И только в 1980-е годы Французский парк стал возрождаться. Именно благодаря ему Архангельское носит имя подмосковного Версаля, этим парком восторгаются и восхищаются французы. Они говорят: у вас очень живой парк.
Архангельское готовится отметить свое столетие. Здесь прошли масштабные реставрационные работы. В чем они заключались?
Работа действительно была проведена большая. Долгие десятилетия в усадьбе не работали фонтаны, сейчас они восстанавливаются, воссозданы подводы к ним, и уже вскоре, вот-вот, они будут радовать гостей усадьбы, как радовали их в XIX столетии.
Так как усадьба получила особый статус - особо охраняемого, особо ценного объекта, то деньги на реставрацию выделяются регулярно. И все изменения видны, как говорится невооруженным глазом. Отреставрирован наш театр - уникальнейшее деревянное здание, сохранившееся с первой трети XIX столетия. В этом году мы заменили там всю электропроводку. Отреставрированы флигели, в которых разместится часть экспозиций - фарфор, предметы декоративно-прикладного искусства. Получат свое место наши замечательные кареты, причем, стоять они будут там, где стояли в свое время…
Как вы попали в Архангельское и почему остались здесь работать?
По образованию я инженер-механик, а в Архангельское попала в 1980 году: узнала, что набираются курсы экскурсоводов. Я всегда увлекалась театром, любила театр, участвовала в любительских постановках - одним словом, была неравнодушна к искусству. Когда я попала в Архангельское, то “приросла” к нему, поняла, что это моя судьба. Сначала я работала по совместительству и говорила так: рабочую неделю я существую, а в выходные, когда попадаю сюда, живу. С 1999 года я - в штате музея.
У вас наверняка есть свои любимые уголки и экспонаты. Какие они?
Я очень люблю наш Театр. Когда провожу там экскурсии, его вдохновенная тишина приводит в восхищение. Душа поет, когда выходишь на террасу парка. Всякий раз, когда приходишь сюда с группой, вздыхаешь от восторга, а только потом начинаешь рассказ. Я очень люблю немецкого художника Якоба Хаккерта, картины Джованни Баттиста Тьеполо, натюрморты Жана Луи Прево - всё это вызывает восхищение.
В чем отличие Архангельского от других подмосковных усадеб?
Уникальный художественный вкус Николая Борисовича Юсупова отразился в том, что здесь, в усадьбе, собраны именно коллекции. Иногда несведущие люди говорят: - Ой, здесь так мало золота в интерьерах дворца! Но здесь и не должно быть много золота - зал строился именно для размещения там коллекции.
Уникален и наш парк - он умело и гармонично сочетает элементы трех парков: итальянского террасного, французского регулярного и английского пейзажного. Ни в одной усадьбе Подмосковья такого больше нет.
Вы работаете в музее-усадьбе почти 40 лет. Как менялся облик посетителя парка?
В советский период было более бережное отношение гостей к парковой скульптуре. Сейчас люди, имеющие возможность посещать большие европейские музеи, не так трепетно относятся к нашей скульптуре. Они восхищаются Архангельским, что не может не радовать, но могут посадить ребенка на скульптурное изображение собаки, на льва, могут встать на них ногами, чтобы фото было эффектней. Раньше такого не было. Максимум, что мог сделать гость в 1980-х - дотронуться до скульптуры, чтобы сфотографироваться с ней. Изменилась и реакция на замечания: раньше люди в ответ на замечание извинялись, сейчас оно вызывает агрессию.
Еще одно изменение, на этот раз положительное, заключается в том, что многие посетители приходят в усадьбу с маленькими детьми, буквально с грудничками. В советский период такого не было. Маленькие гости сидят на руках у родителей, но смотрят во все глаза: что-то понимают, что-то впитывают... И это прекрасно.
Поменялись ли главные вопросы? О чем обычно спрашивают посетители?
Я уже говорила, что основной вопрос, который мне задавали и в годы СССР, и сейчас, это вопрос о том, как сохранили усадьбу - после революции и в годы Великой Отечественной войны. Бывают и смешные вопросы. Как-то раз я вела детскую группу и мальчик десяти лет, который внимательно слушал мой рассказ о событиях конца XVIII века, спросил меня: - А вы жили в то время? Я ему говорю: ты понимаешь, что это было 200 лет назад? - А откуда тогда вы все это знаете?
Самые известные гости усадьбы - кто они?
Перечислить всех по именам просто невозможно: это и отряды космонавтов, и великие наши артисты и художники. Илья Глазунов приезжал в усадьбу чуть ли не каждые выходные. Президенты, дипломаты иностранных государств - все они бывали здесь. В этом году впервые со своей семьей - дочерью, зятем, двумя внучками - к нам приехала Ксения Сфири - до этого она навещала нас одна. Все они - очень приятные и простые в общении люди.
Завершая нашу беседу, давайте представим, что Архангельское отмечает уже не столетие, а двухсотлетие. Какой вы видите усадьбу через сто лет, может быть что-то здесь изменится?
Нам не нужно, чтобы здесь что-то менялось. Мы хотим, чтобы здесь сохранилось то, что есть. Новодел нам не нужен.
Электронная почта:
Адрес редакции:
Москва, Ленинградское шоссе, дом 69, корпус 1, офис 58
Адрес для корреспонденции:
142100, Московская область, город Подольск, Революционный пр., д.80/42