Новые подходы в обращении с отходами и внедрение принципов цикличной экономики предлагает Российским железным дорогам председатель правления некоммерческой организации «Равноправие», эколог Наталья Соколова. В их числе – рециклинг шпал, отрабонного масла, лома и черных и цветных металлов, который позволит РЖД получать прибыль с продуктов переработки и снизить негативное влияние на окружающую среду. Предложения Соколова озвучила в рамках Центральной комиссии по природоохранной деятельности, на которой представители ОАО «РЖД» обсудили экологическую стратегию корпорации до 2030 года. Заседание прошло под председательством заместителя генерального директора – главного инженера РЖД Сергея Кобзева.
В РЖД отметили, что по предыдущей концепции, рассчитанной до 2020 года, корпорации уже удалось реконструировать одну свалку до уровня полигона на станции Орск, возвести 2 комплекса тепличного обезвреживания отходов и 2 установки по утилизации резино-технических изделий, установить 4 комплекса по переработке железобетонных шпал. В рамках новой стратегии РЖД в своей деятельности планирует ориентироваться на реализацию Целей устойчивого развития ОНН, в частности, на внедрение экологически безопасных технологий, использование отходов в качестве дополнительных источников сырья, снижение углеродного следа, сохранение биоразнообразия и другое.
Чтобы реализовать эти цели, РЖД следует прежде всего пересмотреть механизмы обращения с отходами, уверена Наталья Соколова. В первую очередь она предложила утилизировать отработанные деревянные шпалы, которые составляют большую долю образующихся отходов железных дорог России. «Основная часть отработанных деревянных шпал – около 150 000 тонн в год – в настоящее время сжигается. Во-первых, это экономически невыгодно, ведь и сам процесс сжигания затратный, и невозможно получить вторичные материальные ресурсы. Во-вторых, при возникновении внештатных ситуаций есть высокий риск загрязнения воздуха», – прокомментировала Соколова.
В качестве альтернативы она предложила обрабатывать шпалы методом пиролиза – разложения материала при высоких температурах и полном отсутствии поступающего извне кислорода. Эколог уверена, что благодаря такой переработке с одной тонны шпал удастся получить 400 кг топлива и 250 кг древесного угля. Также одним из вариантов переработки шпал может стать энергетическая утилизация, при которой возможно получение электроэнергии.
Кроме того, Соколова предложила РЖД экологичный способ утилизации отработанного масла, которого у компании образуется около 1 600 тонн в год. Сжигание отработанных масел запрещено Техническим регламентом Таможенного союза «О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям», принятым в Совете Евразийской экономической комиссии в 2012 году. «Экологичным способом утилизации может стать регенерация отработанных масел, то есть их очистка, сепарация и фильтрация. В итоге возможно получить около 1500 тонн базовых масел в год», – отметила Соколова.
В деятельности РЖД также в год образуется около 800 тысяч тонн лома, отходов черных и цветных металлов, в том числе загрязненных нефтепродуктами. В основном эти отходы продаются. Соколова в свою очередь предложила получать больше прибыли с их продажи, отладив очистку этих отходов от загрязняющих веществ, сортировку и прессовку.